Новые модели судов проектирует национальная морская судоходная компания «Казмортрансфлот».
По данным компании, на первом этапе потребуется построить 10 новых судов, в том числе трех танкеров, трех сухогрузов и четырех универсальных паромов.
До создания казахстанского судостроительного завода рассматривается вопрос размещения заказа на строительство судна на одной из прикаспийских верфей.
В настоящее время «Казмортрансфлотом» проектируются новые модели судов. В качестве государственной поддержки рассматривается возможность финансирования судостроительного производства через Фонд развития промышленности.
Создание в Казахстане отечественного судостроительного завода планируется на базе существующих производственных объектов. В частности, рассматривается возможность использования мощностей компании «ЕрСай», имеющей соответствующие производства металлоконструкций на побережье Каспийского моря недалеко от порта Курык.
Потенциальную заинтересованность в реализации проекта «Судоверфь» проявляют компании YDA, Asfat и ADP. Загруженность завода будет обеспечена за счет потребности в торговых и государственных судах. Также более чем 150 судам требуется различный ремонт, который можно будет проводить на казахстанской верфи.
Динамично растущая интенсивность судоходства и обмеление Каспийского моря адекватно требуют ускоренного создания системы навигационной безопасности. В частности, до конца марта 2024 года будет введена в промышленную эксплуатацию система управления движением судов в порту Курык.
В порту Актау СУДС планируется установить до конца 2025 года. В последующем, после интеграции всех навигационных систем в единую сеть, будет обеспечен полный контроль в цифровом режиме за движением судов по всему казахстанскому сектору Каспийского моря.
Кроме того, одним из направлений развития речного судоходства является восстановление экспортных перевозок через Урало-Каспийский канал. В следующем году будут начаты дноуглубительные работы на судоходном канале. В последующем для поддержания судоходных параметров канала будет приобретен собственный земснаряд морского класса. Также будет проведена модернизация Атырауского речного порта. Данный маршрут планируется включить в состав ТМТМ. В целом реализация данного проекта позволит расширить экспортные возможности таких компаний, как KPI и ТШО. Потенциальный объем перевозок составит порядка 1 млн тонн.
В настоящий момент КМТФ имеет в своем распоряжении семнадцать судов различного типа. Общий тоннаж флота КМТФ составляет более 300 тысяч тонн. Наиболее грузоподъемные суда – это два танкера класса Aframax дедвейтом 115 тысяч тонн, которые перевозят нефть казахстанских экспортеров с терминала в российском порту Новороссийск в Черном море по маршрутам до других портов на западном берегу Черного моря. В частности, в Румынию, где работает завод Rompetrol, принадлежащий «КазМунайГазу», а также в порты Средиземного моря во Франции, Италии, или крайне редко, перевозим нефть в порты Великобритании. В Черном море максимальный допустимый стандартный размер танкера, способный проходить через турецкие проливы Босфор и Дарданеллы – это суда типа Suezmax. Наши суда – тип Aframax, что означает average freight max – оптимальный размер судна для трейдеров, заводов, от 80 до 100 тыс. тонн, который варьируется в зависимости от объема грузовой партии.
Также есть три танкера типа Caspimax – это суда с грузоподъёмностью в 12 тыс. тонн, оптимальный размер для Каспийского моря. Эти танкеры шириной 17 метров и длиной 150 метров могут проходить в балласте через Волго-Балтийский канал, в частности через шлюзы канала. Есть и ограничения по высоте, после постройки этих танкеров в Выборге под Санкт-Петербургом, суда с Балтийского моря перешли вниз до Каспия по Волго-Балтийскому каналу, срезав мачту, обратно эти мачты были установлены в Актау. Данные танкеры работают в акватории Каспийского моря. В свое время этими танкерами мы возили нефть по направлениям Актау-Баку и Актау-Махачкала. Напомним, что перевозка нефти по маршруту Актау-Баку прекратилась в конце 2015 года, возможно, сейчас при нынешней геополитической ситуации возобновилась.
Помимо этого, у КМТ есть два сухогруза – это «Туркестан» и «Бекет-Ата», три судна MCV (module carrier vessel – судно для транспортировки модулей) – «Барыс», «Беркут» и «Сункар». В настоящий момент все суда прошли модернизацию и переоборудованы в контейнеровозы.
Наталья БУТЫРИНА
Источник: casp-geo.ru