Заторы на границе с КНР: "Легальные грузы стоят, контрабанда идет"

11-12 ноября в Стамбуле состоялся Восьмой саммит Организации тюркских государств (новое официальное название Совета сотрудничества тюркоязычных государств). Анализ выступлений участников форума, а также двух стратегических документов, принятых по итогам Саммита – Итоговой декларации и Концепции Видение Тюркского мира-2040 свидетельствует о том, что страны международного объединения рассматривают Транскаспийский международный транспортный маршрут Восток-Запад (East-West International Trans-Caspian Middle Corridor) в качестве одного из приоритетных проектов развития экономической интеграции между странами-участницами Тюркского Совета.

Восьмой саммит Совета был организован Президентом Турецкой Республики Реджепом Тайипом Эрдоганом. В нём приняли участие  Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев, Президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев, Президент Кыргызской Республики Садыр Джабаров, Президент Республики Узбекистан Шавкат Мирзиеев, Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов, Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан и Президент Генеральный секретарь Тюркского совета Багдад Амреев. Первый Президент Республики Казахстан и Почетный председатель Организации тюркских государств Елбасы Нурсултан Назарбаев обратился к участникам Саммита с видеообращением.

Как сообщается в официальном пресс-релизе, в ходе Саммита, который был посвящен теме «Зеленые технологии и умные города в цифровую эпоху», лидеры подчеркнули важность совместных действий по актуальным темам глобальной повестки дня и приняли решения по ряду важных вопросов, касающихся будущего «Организации тюркских государств».

Основными темами повестки дня, среди прочего, были определение новых форм сотрудничества с третьими сторонами и учреждениями, создание Тюркского инвестиционного фонда и утверждение Концепции Тюркского мира-2040, в которой изложены среднесрочные и долгосрочные цели и задачи Организации.

В дополнение к пунктам повестки дня встречи лидеры также обменялись мнениями по ряду важных политических и экономических событий в регионе и подчеркнули растущую роль и многообещающее будущее Организации в решении этих проблем на международной арене. Они выразили мнение о необходимости дальнейшего укрепления плодотворного сотрудничества во всех основных областях, представляющих взаимный интерес, в частности в области расширения торговли и инвестиций, транспорта и логистики, зеленой и возобновляемой энергетики и окружающей среды.

Обращает на себя внимание тот факт, что главы стран Тюркского совета в своих выступлениях неоднократно обращали внимание на важную роль Каспийского моря, которое служит связующим звеном между странами интеграционного объединения.

Так, Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, сообщив, что в настоящее время торговый оборот между тюркоязычными странами составляет 21 миллиард долларов, подчеркнул необходимость укрепления связей между странами в области транспорта и логистики.

«Для этого мы должны как можно скорее подписать «Соглашение о комбинированных грузоперевозках». Таким образом, мы сможем превратить все дороги между нами, включая проходящий через Каспий Международный средний коридор Восток-Запад, в основные артерии этой географии. Жизненно важное значение в этом смысле имеет и сообщение Азербайджан-Нахчыван», — отметил Эрдоган.

Солидарен с турецким лидером был и глава Азербайджана Ильхам Алиев, который, в частности, отметил важность Зангезурского коридора для обеспечения связанности тюркских государств.

«Что касается Зангезура, хочу напомнить свое выступление на Нахичеванском саммите. В то время я сказал, что советская власть, отделив в 1920 году Зангезур от Азербайджана и передав его Армении, нарушила географическую связь тюркского мира, в этом каждый может убедиться, взглянув на карту. Сегодня мы восстанавливаем эту географию. Реализуя транспортные, коммуникационные проекты, мы вновь связываем, соединяем эту географию, и я надеюсь, что нам удастся в полной мере добиться этого», — заявил Алиев.

Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов в своём выступлении отметил, что планомерное и целенаправленное укрепление экономических и торговых отношений Туркменистан рассматривает в качестве приоритетного вектора сотрудничества с тюркоязычными странами.

«Определённые перспективы в этом направлении у нас имеются, так как считаю, что объединение потенциалов, использование ресурсных, географических, производственных и технологических возможностей наших государств позволят не только оказать мощную поддержку национальным экономикам, но и придать совершенно новое наполнение и качество всей геоэкономической структуре Евразии», — заявил туркменский лидер.

Энергетику и транспорт Гурбангулы Бердымухамедов назвал стратегических сфер взаимодействия. Он отметил, что тюркоязычные государства образуют на Евразийском пространстве «естественный пояс», который соединит Азию и Европу посредством надёжных и стабильных транспортно-энергетических инфраструктур.

«Наши страны способны сыграть ключевую роль в их создании. Это – кратчайший, надёжный и безопасный путь для поставки энергоносителей, товаров и услуг на крупнейшие рынки Азии, Европы и Ближнего Востока по маршрутам Восток–Запад и Север–Юг. В данном контексте подразумеваются проекты создания энергосистем по схеме Каспийский регион–Турция–Европа, а также транспортно-логистических коридоров, призванных возродить Великий Шёлковый путь», — заявил Президент.

Глава Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении обозначил ряд приоритетных направлений, над которыми тюркские страны могли бы работать сообща. В их числе он назвал и экономическое сотрудничество, важную роль в развитии которого может сыграть создаваемая в г. Туркестане Республики Казахстан особая экономическая зона «ТУРАНСЭЗ» («TURANSEZ») для тюркских государств.

Вышеобозначенные подходы глав тюркоязычных стран нашли отражение в Итоговой декларации Саммита и Концепции Видение Тюркского мира-2040.

Так, в декларации Восьмого саммита Организации тюркских государств отмечаются следующие решения:

  • Поддержать итоги совещания по видеоконференции и Пятого совещания министров транспорта, состоявшихся соответственно 30 апреля 2020 года и 14 октября 2021 года в Будапеште, дать указание соответствующим учреждениям государств-членов продолжать создавать благоприятные условия и упростить административное управление, процедуры по превращению Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад в более эффективный, устойчивый и бесперебойный маршрут;
  • Поручить доработать «Соглашение о международных комбинированных грузовых перевозках между государствами-членами Организации тюркских государств» в качестве важного шага для облегчения транспортных операций по Международному транскаспийскому среднему коридору Восток-Запад;
  • Выделить Зангезурский коридор как появляющуюся возможность для улучшения связности в рамках Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад и настоятельно призвать соответствующие органы государств-членов поддержать усилия правительства Азербайджанской Республики по его скорейшей реализации;
  • Принять меры по облегчению таможенных и административных процедур для использования всего потенциала Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад и оживить Шелковый путь посредством таможенного сотрудничества в рамках проекта «Караван-сарай», что будет способствовать гармонизации и упрощению процедур пересечения границ;
  • Приветствуется приглашение Казахстана участвовать в особой экономической зоне «ТУРАНСЭЗ» («TURANSEZ») для тюркских государств, которая будет создана в Туркестане с целью усиления экономического сотрудничества и взаимосвязи между тюркоязычными государствами, в том числе через Международный транскаспийский средний коридор Восток-Запад (East-West International Trans-Caspian Middle Corridor).

Аналогичные пункты содержит и Концепция Видение Тюркского мира-2040. В документе страны в числе приоритетных направлений дальнейшего  развития сотрудничества в рамках Организации тюркских государств в следующие два десятилетия называют следующие:

  • Либерализация транспортных секторов государств-членов, включая транзитные проездные, для ускорения транспортных операций с минимальными логистическими затратами и устранения нефизических барьеров для эффективных, стабильных, быстрых и беспрепятственных перевозок по Международному транскаспийскому среднему коридору Восток-Запад;
  • Использование существующих и перспективных региональных транспортных коридоров в общих интересах государств-членов и их интеграции в Международный транскаспийский средний коридор Восток-Запад;
  • Превращение Международного Транскаспийского среднего коридора Восток-Запад в самое короткое и безопасное транспортное соединение между Востоком и Западом и включение государств-членов в региональные и глобальные цепочки поставок и создания стоимости через этот коридор;
  • Гармонизация транспортной политики и технических стандартов, связанных с грузовыми перевозками для Международного транскаспийского среднего коридора Восток-Запад.

В заключение следует сделать вывод, что итоги Восьмого саммита Организации тюркских государств наглядно свидетельствует о стратегическом значении Каспийского моря в современных региональных геополитических процессах. Именно Каспий должен стать тем мостом, который призван объединить сегодня так называемый Тюркский мир.

Кроме этого, итоги Саммита в Стамбуле подтверждают прогнозы аналитиков о значительном усилении позиций Турции на Каспии. Турция, которая некогда совместными усилиями Персии и России была фактически лишена доступа к Каспийскому морю, сегодня становится всё более важным региональным актором. Военное сотрудничество с Азербайджаном, участие в Транскаспийском транспортном коридоре, вкупе с транзитом в перспективе туркменского природного газа, позволяют Анкаре всё увереннее позиционировать себя, как ключевого участника «каспийской геополитической игры».

Источник: casp-geo.ru

Новости

  • 05 ноя 2024  >  В Казахстане протестировали первые двухъярусные контейнеровозы

    Допуск на маршрут платформ с осевой нагрузкой в 25 тонн на ось позволит в 1,5 раза повысить пропускную способность перевозок.  

  • 21 окт 2024  >  Россия хочет отдать Казахстану часть внутренних авиаперевозок

    Обращение вызвано нехваткой самолетов у российских авиаперевозчиков.

  • 13 окт 2024  >  В ЕАЭС растут грузовые и пассажирские перевозки

    Наибольший рост показал Казахстан АСТАНА, 12 окт - Sputnik. В ЕАЭС растут грузовые и пассажирские перевозки. В январе-августе 2024 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, наблюдался рост как совокупного пассажирооборота по ЕАЭС - на 7,8%, так и ряда национальных показателей. Больше всего выросли перевозки в Казахстане - на 14,2%. В Беларуси рост на 9%, в России - 7,8% и Кыргызстане - на 5,1%. Одновременно в отчетном периоде совокупный уровень грузоперевозок в Союзе увеличился на 0,5%, при этом был зафиксирован рост :

Все записи