Отдельным видом среди всего многообразия перевозимых грузов железнодорожным транспортом выделяется перевозка негабаритного груза. На сегодняшний день в этой категории груза особо нуждаются строительные организации, промышленные и индустриальные предприятия, автомобильные концерны, сельскохозяйственные и лесозаготовительные агрофирмы, а также многие другие, для кого перевозка негабарита является необходимостью.
Спецификой железнодорожной перевозки крупногабаритной техники и негабаритного (нестандартного) груза является техническая сложность, трудоемкость и максимальная ответственность во многих деталях, без учета которых безопасная и своевременная перевозка негабаритного груза к месту доставки невозможна. Кроме этого необходимо иметь специальную технику для погрузки и разгрузки, обладать определенными знаниями, опытом, высокой квалификацией и наличием разрешений для производства подобного вида работ. Таким образом, доверить перевозку негабаритного груза лучше транспортным компаниям, которые занимаются таким делом профессионально и имеют огромный накопленный опыт в грузовых железнодорожных перевозках.
Само понятие «железнодорожная перевозка негабаритного груза» достаточно емкое. Какой груз считать негабаритным? Какой вагон необходим для перевозки негабаритного груза? Как погрузить, чем закрепить, что нужно оформить? На каждый вопрос есть огромное количество директив, правил, инструкций, наставлений и различных предписаний. А перечень негабаритных перевозок имеет обширный диапазон нестандартного груза, это могут быть карьерные самосвалы и экскаваторы, техника оборонных предприятий, промышленные и проектные металлоконструкции и сооружения, сельскохозяйственные трактора и комбайны, пожарные машины, гусеничные краны, грузовые автомобили и автобусы, турбины, промышленные трансформаторы, да и многое другое оборудование.
Негабаритный груз, перевозка которого осуществляется железнодорожным транспортом и будучи погруженным на транспортное средство считается таковым, если его размеры превышают очертания основного габарита погрузки.
Ввиду огромного разнообразия негабаритных грузов, они подразделяются на несколько групп::
- Тяжеловесный груз – это груз, вес которого превышает максимально разрешенную нагрузку на подвижной состав или оси, которая регламентированна нормативными правилами;
- Крупногабаритный груз – это груз, у которого хотя бы один из параметров геометрического размера превышает предельные габаритные нормы подвижного состава, регламентированные нормативными правилами;
- Длинномерный груз – это груз, длина которого выступает за габаритные размеры по длине платформы более чем на 400 мм. хотя бы с одной стороны.
Конечно, величина негабаритности определяется весом, габаритами и длиной груза, но также должно учитываться, что подвижной состав будет следовать не только по прямому участку пути, но и преодолевать кривые, спуски и подъемы, станции и тоннели.
Кроме того, негабаритность груза определяется еще и зонами , которые разделены на нижнюю, боковую и верхнюю. Зоны в свою очередь делятся на степени негабаритности.
Иногда возникают условия, когда необходимо перевезти груз, габаритные параметры которого значительно превышают все степени негабаритности. Такой груз является сверхнегабаритным и возможность его безопасной транспортировки тщательно разрабатывается, где учитываются все препятствия по пути следования, которые могут создавать аварийную угрозу, а также впереди груза устанавливается контрольная рамка, повторяющая максимальные габариты перевозимого груза.
При организации железнодорожных перевозок негабаритных грузов требуется получение необходимых специальных документов и разрешений, где учитываются все параметры перевозимого груза, условия расчетного маршрута следования, требования к скоростному режиму и многое другое. А т.к. перевозимый негабаритный (нестандартный) груз чаще всего является уникальным, то и разработка его транспортировки подвергается тщательному индивидуальному расчету, где главный параметр – максимальная безопасность при передвижении подвижного состава и естественно самого груза.
Источник: gama.kz