Состоялась 11-я встреча министров транспорта государств-членов Организации экономического сотрудничества — региональной организации в число полноправных членов которой входят Иран, Турция, Пакистан, Туркменистан, Кыргызстан, Узбекистан, Казахстан, Таджикистан и Азербайджанская Республика. Онлайн-заседание было организовано председательствующей турецкой стороной совместно с Секретариатом ОЭС.
Как сообщает Комитет транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, в мероприятии кроме государств-членов ОЭС приняли участие руководители международных организаций – MCAT, OTIF, ЕЭК ООН, ОСЖД, Банка торговли и развития.
В ходе заседания участники обсудили возможности для облегчения и нормализации транзитных перевозок в эпоху после пандемии, а также рассмотрели рекомендации по бесперебойному функционированию цепочки поставок через территорию стран-участников ОЭС. По итогам 11-го совещания Министров транспорта ОЭС принята «Анкарская декларация – 2022».
Известно, что представитель казахстанской стороны Берик Камалиев в своем докладе отметил рост транзита грузов и контейнеров по итогам 2021 года. По его словам, в 2021 году перевезено 1,06 млн ДФЭ, что сразу на 21,6% больше, чем в предыдущий период.
Также он рассказал о предпринимаемых Казахстаном мерах по развитию и повышению эффективности существующих транзитных транспортных коридоров. В частности, заместитель министра коснулся успехов в развитии Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ) и Сухого порта в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», который уже стал мощным транспортно-логистическим хабом в регионе.
Кроме того, вице-министр проинформировал о применяемых Республикой Казахстан информационных системах, позволяющих обмениваться данными между портами Прикаспийский стран, и сообщил о проработке меморандума с КНР касательно проекта железнодорожных транзитных перевозок «Железный караван», который позволит предотвратить появление заторов на пограничных переходах.
Говоря о развитии паромных сообщений и фидерных линий с портами Азербайджана, Ирана и РФ, Б.Камалиев также упомянул о планах по созданию высокопроизводительного «контейнерного хаба» в порту Актау.
В заключение он напомнил о необходимости развития коридора Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран путем продолжения работы по установлению тарифных условий и предложил странам ОЭС маршрут из порта Бендер-Аббас (Иран) до порта Актау с использованием действующего маршрута Амирабад/Энзели (Иран) – Актау.
Как сообщает Pars Today, принявший участие в мероприятии министр дорожного и городского строительства Ирана Ростам Гасеми призвал к ускорению реализации проекта «Ворота ОЭС» (ECO GATE) среди стран-участниц Организации экономического сотрудничества (ОЭС).
Кроме этого он заявил, что иранская сторона предлагает использовать Каспийское море для расширения судоходных перевозок по схеме RO-RO (rollover — rollout).
В целом, выразив удовлетворенность своим участием в 11-м совещании министров транспорта ОЭС, он положительно оценил тот факт, что все стороны выступают за принятие необходимых мер по присоединению к международным транспортным и таможенным договорам и соглашениям и более существенным упрощением процедуры выдачи виз и даже установления безвизового режима между странами члены ОЭС.
Гасеми высоко оценил и повторный запуск железнодорожного рейса Исламабад-Тегеран-Стамбул и возможность создания нового транзитного маршрута в рамках «коридора из Китая в Европу» при консультации с финансовыми учреждениями, странами и компаниями, способными финансировать такие проекты, как транзитный коридор Кыргызстан-Таджикистан-Афганистан-Иран (КТАИ), а также необходимость регулярных встреч между заинтересованными сторонами этого крупного экономического проекта.
Туркменская сторона на данном собрании была представлена Агентством транспорта и коммуникаций при Кабмине. Сообщается, что руководитель ведомства, Мамметхан Чакыев, привел пример результативного способствования развитию региональных взаимоотношений в сферах экономики, торговли и инвестиций. Он рассказал о железнодорожной магистрали «Север-Юг», проложенной по максимально благоприятному маршруту. Она начала функционировать в 2014 году и связала между собой Туркменистан, Казахстан и Иран.
Отдельно отмечалась аналитическая деятельность ОЭС, которая была нацелена на ликвидацию физических и прочих преград по всему ж/д коридору. Обсуждалась также значимость присоединения широкой железнодорожной линии на станции Этрек (Туркменистан) с ж/д путями Ирана, которое состоялось в марте минувшего года. Это будет способствовать ускорению действий по приему-сдаче вагонов, а также сделает данный коридор значительно более привлекательным для грузотранспортировщиков.
ОЭС выступила координатором разработки Меморандума о взаимопонимании, целью которого является улучшение взаимосотрудничества между железнодорожными администрациями Туркменистана, Казахстана и Ирана по воплощению в жизнь железнодорожного грузотранзитного коридора KTI. Его подписание сторонами-участницами состоялось 26 ноября 2021 года, во время 15-го Саммита лидеров стран-участниц ОЭС, который проходил в Ашхабаде.
В рамках данной договоренности сформирована Рабочая группа в составе представителей туркменской, казахской и иранской ж/д администраций, деятельность которой будет направлена на наращивание грузотранспортировок по данному направлению. Группа уже провела свое первое собрание 27 декабря минувшего года.
Железнодорожный грузотранзитный коридор KTI следует воспринимать не только как выгодный проект в сфере экономики, но и как значимый геополитический фактор, поскольку он имеет все задатки для того, чтобы оказать большое положительное воздействие не только на общее положение в регионе, но и во всем мире.
Сегодня Туркменистан осуществляет не только внутреннее сооружение железнодорожных магистралей, но и участвует в аналогичных зарубежных проектах. Убедительным доказательством тому является железнодорожные пути, соединяющие между собой Акина и Андхой. Первая часть дороги протяженностью 10 км была завершена в 2019 году, а вторая – протяженностью 35 км – в 2020 году. Цель данного проекта заключается не только во включении Афганистана в транспортную сеть региона, но и в дальнейшем выходе к странам Азиатско-Тихоокеанской зоны.
Туркменская сторона рассказала также о работе по строительству и вводу в эксплуатацию автобана Ашхабад-Туркменабат, который, соединившись с дорогой в направлении Ашхабад-Туркменбаши, обеспечит выход к Международному туркменбашинскому морпорту на Каспии. Оттуда грузоперевозки устремляются на Кавказ, Европу, в Иран, к Оманскому и Персидскому заливам.
Туркменистаном было внесено предложение по рассмотрению задач задействования инфраструктурных и логистических объектов, расположенных на туркменской территории, для усиления транспортно-транзитной коммуникации между каспийским и черноморским регионами, с выходом на европейские, ближневосточные, азиатско-тихоокеанские страны. Государство подтвердило свою готовность дать возможность странам-участникам ОЭС воспользоваться имеющимися у него портовыми мощностями на каспийском побережье.
Напомним, что Организация экономического сотрудничества — это крупное профильное региональное межгосударственное объединение было создано в 1985 году Пакистаном, Ираном и Турцией в целях более тесного партнёрства в сферах экономики и торговли. С 1992 года деятельность ОЭС получила качественно новый импульс в связи с вступлением в неё 7 стран – Туркменистана, Азербайджана, Афганистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана, Узбекистана. Дата расширения Организации до её нынешнего состава – 28 ноября – отмечается как День ОЭС.
Согласно соответствующей Резолюции, принятой в 1995 году, на 50-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединённых Наций, ОЭС предоставлен статус наблюдателя в ООН. Аналогичный статус данная структура также имеет в Организации исламского сотрудничества (ОИС).
Основные задачи ОЭС заключаются в создании благоприятных условий для поступательного экономического развития региона, стимулировании интеграционных процессов, укреплении солидарности и сотрудничества стран-членов Организации, их позиций в современной системе мирохозяйственных связей. Формирование соответствующей функциональной инфраструктуры, новых, отвечающих реалиям времени, механизмов интенсификации регионального и межрегионального взаимодействия, реализация совместных проектов в приоритетных сферах партнёрства – таковы ключевые цели ОЭС, достижение которых также направлено на решение актуальных социальных вопросов, повышение уровня и качества жизни народов.
В 2021 году в ОЭС председательствовал прикаспийский Туркменистан. В качестве приоритетов своего председательства руководство страны определяло содействие расширению комплексных возможностей партнёрства в рамках ОЭС в экономической, торговой, индустриальной, энергетической, транспортно-коммуникационной и культурно-гуманитарной сферах.
Для этого президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов предлагал партнёрам приступить к работе над созданием экономических маршрутов в регионе ОЭС. В частности сфокусироваться на комбинированных транзитных транспортных коридорах по маршруту Восток-Запад, от Азиатско-Тихоокеанского региона к европейской части континента и в сторону Ближнего Востока. Для этого Ашхабад предлагал расширить взаимодействие в регионе Каспийского моря, так как четыре из пяти прикаспийских стран являются членами ОЭС. С учётом этого, по его мнению, нужно активно продвигаться через Каспий в западном и северном направлениях, выйти к портам Чёрного и Балтийского морей.
Таким образом, заданное туркменской стороной направление развития транспортных коридоров продолжает реализовываться на практике.
Влад Кондратьев
Источник: casp-geo.ru