Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил создать единую сеть сбыта товаров, интегрированную в транспортные коридоры региона, и «контейнерный хаб» на базе порта Актау, выступая в ходе консультативной встречи глав стран Центральной Азии в Туркменистане.
Президент Казахстана выдвинул ряд инициатив в области экономики, торговли, культуры, направленных на превращение Центральной Азии в стабильный, экономически развитый, процветающий регион.
В своем выступлении президент отметил, что развитие транспортных коммуникаций в Центральной Азии позволит увеличить ВВП наших стран на 15%.
Как известно, в последнее время Казахстан укрепляет потенциал регионального участка трансконтинентального железнодорожного маршрута Китай – Европа – Китай. Страны Центральной Азии ЦА выступают в роли связующего моста между Азией и Европой, и в этом направлении Казахстан последовательно развивает транзитные возможности Транскаспийского международного транспортного коридора.
До 2025 года будет построен второй путь и полностью электрифицирован железнодорожный участок Достык – Мойынты. В результате пропускная способность данного направления возрастет в пять раз. Сумма вложений в проект составит 2,2 млрд. долларов США.
Большие возможности предоставляет и действующая железная дорога Казахстан – Туркменистан – Иран. Это кратчайший маршрут в страны Персидского залива.
Не секрет, что ежегодно растущие объемы грузоперевозок в регионе диктуют необходимость развития Южного коридора Трансазиатской железной дороги. К примеру, запуск железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал сократит сроки транспортировки грузов в 1,5 раза. Перспективным также считается проект строительства железной дороги Мазари – Шариф – Кабул – Пешавар, открывающий доступ на рынки Южной Азии.
Глава Казахстана отмечает, что огромный потенциал имеют портовые мощности Казахстана и Туркменистана. В целом за последние три года контейнеропоток по транскаспийским маршрутам вырос более чем в 13 раз. И в этой связи на базе порта Актау Казахстан планируется создать контейнерный хаб с привлечением ведущих мировых операторов (Cosco, Maersk, CMA CGM и др.). Это позволит к 2025 году увеличить объемы контейнеропотока с 35 тыс. до 135 тысяч контейнеров в год.
Казахстан открыт для взаимовыгодного сотрудничества по развитию транспортных коммуникаций внутри региона.
Стоит отметить, что в целях повышения привлекательности транспортировки грузов через порт Актау в налоговое законодательство внесено изменение по исключению НДС на железнодорожные тарифы при экспорте грузов железнодорожно-морским сообщением. Для обеспечения упрощенного порядка по выходу в Черное море ратифицировано Соглашение о судоходстве. В частности, сроки получения разрешения на транзитный проход по внутренним водным путям России сокращено с 6 месяцев до 10 дней.
Кроме того, в целях упрощения оказания государственных услуг на морском транспорте в автоматизированы бизнес-процессы по четырем госуслугам, а также сокращены сроки и перечень предоставляемых документов.
В рамках госпрограммы «Нурлы жол» завершен первый этап капитального ремонта судоходных шлюзов, выполнен ремонт железобетонных конструкций на участках площадью 8,2 тысячи квадратных метров. Освоено 1,9 млрд. тенге.
Если обратиться к статистике, то стоит отметить, что железнодорожные грузоперевозки между Казахстаном и Китаем за январь – июль выросли на 5 процентов и составили 12,7 млн. тонн.
По данным исполняющего обязанности зампредседателя правления компании «Казахстан темир жолы» Оралхана Кулакова, отмечен рост объема контейнерных транзитных поездов за 7 месяцев текущего года на 1550 поездов или на 40 процентов. При этом средняя маршрутная скорость в направлении Китая – Европы составила 1134 км в сутки.
Одной из предпосылок увеличения перевозок между Китаем и Казахстаном является контейнеризация грузов. В данный момент на правительственном уровне с участием представителей бизнес-сообществ, компании и других заинтересованных сторон разрабатывается Дорожная карта по контейнеризации грузов.
По итогам семи месяцев 2021 года по сети казахстанской железной дороги погружено свыше 147 млн. тонн грузов, что на 4,4 млн. тонн больше, чем в предыдущем году. Свыше 95,3 млн. тонн перевезено внутри республики, 52,1 млн. тонн – на экспорт.
В стадии активной проработки находятся новые проекты с Узбекистаном. Прежде всего, речь идет о высокоскоростной железной дороге Туркестан – Шымкент – Ташкент (стоимость проекта около 700 млн. долларов).
Ранее завершена прокладка автодороги Бейнеу – Акжигит, которая открыла узбекским партнерам короткий путь к портам Курык и Актау. Значительный потенциал имеет автомагистраль Туркменбаши – Гарабогаз – граница Казахстана. Она позволит увеличить пассажиро- и грузопоток с Туркменистаном.
В целом, по оценке Всемирного банка, развитие транспортных коммуникаций в Центральной Азии может обеспечить рост ВВП всех стран на 15 процентов. Это колоссальный резерв. В этой связи необходимо общими усилиями повышать транспортную связанность региона и последовательно улучшать условия транзита.
Наталья БУТЫРИНА
Источник: casp-geo.ru