Кто больше платит, тот больше едет – эксперт об экспортной политике в сфере ж/д перевозок

Вопросы транзитных перевозок в свете предложения Российских железных дорог снизить тариф на перевозку продукции агропрома, включая зерно, по территории Казахстана обсуждались в очередном выпуске "Время говорить".

Ранее министр индустрии и инфраструктурного развития Каирбек Ускенбаев, отвечая на вопрос Atameken Business, сообщил, что российская сторона просит снизить транзитный тариф на 40%. "У нас и так самая низкая цена", - отметил в этой связи министр. Переговоры по этому вопросу все еще в процессе.  Эксперты же, участвовавшие в программе "Время говорить", обратили внимание сразу на несколько проблемных вопросов, без решения которых о конкурентности казахстанских компаний в 2025 году, когда  будет создан общий транспортный рынок ЕАЭС, говорить не приходится.

Бакытбек Кадиров – руководитель рабочей группы по транспорту НПП РК "Атамекен"

ТО, что сейчас просит зерновой союз РФ о том, что у нас зерновой рынок имеет конкурентное преимущество в тарифообразовании, да, имеет. Но такое же конкурентное преимущество имеет и зерновой рынок России, если сравнивать с казахстанскими грузами в сухопутном направлении: в Финдляндию, Ригу, в порты Клайпеды, в те порты, где не российские порты. Если сравнивать тарифы Оренбурга и Костаная в порты Актау – они абсолютно одинаковы. Из-за этого они не трогают иранский рынок, а хотят забрать тот, который приоритетом был за Казахстаном. Это Узбекистан и Китай

Данил Москаленко: То есть у нас российские зерновики хотят отобрать наш рынок?

Бакытбек Кадиров – руководитель рабочей группы по транспорту НПП РК "Атамекен"

Они хотят ускорить процесс. У нас в 2016 году пять глав государств ЕАЭС подписали, что дифференциация тарифа будет одинаковой, то есть на тонну километра будет абсолютно одинаковой. Но самое страшное то, что на сегодняшний день ни министерство инфраструктурного развития, которое курирует КТЖ, ни сама нацкомпания не подготовилась к этому. То есть на сегодняшний день бизнес к этому не готов.

Данил Москаленко: Серьезная угроза для отечественного производителя, для экспортера сейчас возникает?

Мурат Бекмагамбетов – главный аналитик ТОО "DAR RAIL"

Я представляю перевозчиков, которые в основной своей массе перевозят ГМК (горно-металлургический комплекс – Прим. редакции) продукцию. На рынке есть проблема с транспортировкой, есть повышенный спрос со стороны казахстанских отправителей, зерновиков. И сегодня транспортный сектор не может представить такие услуги в силу разных причин: вагонов не хватает, сроки доставки грузов не выполняются и т.д. И на этом фоне возникает повышенный спрос со стороны российских отправителей на доставку через территорию Казахстана. С одной стороны это – возможность, с другой стороны надо понимать, что есть повышенная нагрузка на инфраструктуру. Ведь дело не только в инфраструктуре. 2025 год это не только год для транспорта, открытые рынки, это еще открытая конкуренция компаний. Здесь вопрос в том, что в рамках этого всего нужно дать возможность казахстанским компаниям дорасти до уровня зрелости российских транспортных компаний

Данил Москаленко: Вы не можете с ними конкурировать?

Бакытбек Кадиров – руководитель рабочей группы по транспорту НПП РК "Атамекен"

Получается такая ситуация, кто больше платит, тот и больше едет, а остальных в сторону. Теперь возникает вопрос: национальная компания о ком должна заботиться, о нас, о бизнесе? Если мы говорим деньги к деньгами, тогда министерство национальной экономики и минторговли должны подключаться. Я благодарен минторговли, когда два года назад собирались вводить скидки оно отстояло свое, но сейчас какая ситуация: 28 ноября глава государства будет участвовать в форуме в Оренбурге, мы тоже будем участвовать. Окей "отстреляемся" мы там от этого вопроса, мы подготовимся, перенесем до 2025 года. А что мы будем делать в 2025 году? Мы же должны отпрактировать, изменить законодательные формы, переговорить с бизнесом – где выгодно, а где невыгодно.

Мурат Бекмагамбетов – главный аналитик ТОО "DAR RAIL"

Нужно еще понимать, что есть неравные условия доступа к рынкам. Например, наша компания в 2021 году пыталась получить доступ, заход  своими локомотивами на территорию РФ, евразийский договор позволяет это делать. Один из моментов это то, чтобы получить такой доступ, нужно было получить сертификат безопасности, который выдается российским агентством. Нам в этом отказали: один раз по формальному признаку, второй раз обоснованный ответ в том, что жд считает, что этого нет. Хотя базовые условия есть.

Источник: inbusiness.kz

Новости

Все записи