Казахстан активно разрабатывает альтернативные транспортные маршруты и развивает сеть трансграничных хабов. Особая роль в восстановлении международных логистических цепочек принадлежит транзитному коридору «Север-Юг», который обеспечивает кратчайшие расстояния для перевозки грузов между странами ЕАЭС и Южной Азией, Восточной Африкой и Ближним Востоком. Об этом сообщила пресс-служба премьер-министра РК .
«Нами активизирована работа восточной ветки коридора через железную дорогу Казахстан – Туркменистан – Иран. За 9 месяцев 2022 года по этому направлению перевезено 79,2 тыс. тонн грузов, что в 8 раз больше показателя прошлого года», — сообщил заместитель премьер-министра – министр торговли и интеграции РК Серик Жумангарин в ходе Форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России.
Вместе с тем, по информации вице-премьера РК, успешному развитию коридора «Север-Юг» препятствуют барьеры инфраструктурного и «нефизического» характера. Среди них недостающие звенья и «узкие места» транспортной и логистической инфраструктуры, отсутствие скоординированного сквозного железнодорожного тарифа, бумажные процедуры пересечения границ. Сегодня эксперты насчитывают более 40подобных барьеров.
В итоге почти 50% транзитного времени тратится на пересечение границ, удваивая длительность авто и ж/д перевозок.
Для решения данных вопросов, по словам министра, необходимо цифровизировать процесс контроля грузопотока на границах, гармонизировать таможенные процедуры и скоординировать тарифную политику.
Еще один большой проект Казахстана — развитие сети трансграничных хабов, которая включает строительство пяти приграничных центров торговли, транспортировки, логистики и промышленной кооперации.
Как отметил министр торговли и интеграции, в этом году произошел рост транзитных железнодорожных перевозок через территорию Казахстана.
К настоящему времени в республике сформированы и функционируют 5 международных ж/д и 8 автомобильных транзитных коридоров, несколько из которых синхронизированы с коридорами, проходящими по территории Российской Федерации.
За 10 месяцев 2022 года общий объем перевозок в направлении РФ – Центральная Азия, РФ – Китай, РФ – Иран и РФ – Афганистан составил 8,9 млн. тонн.
«Для дальнейшего наращивания транзитного грузопотока мы прорабатываем вопрос по открытию третьего железнодорожного перехода между Казахстаном и Китаем в районе Бахты с дальнейшим строительством новой железнодорожной линии «Аягоз-Бахты» и терминалом пограничного перехода», — сказал Жумангарин.
Он проинформировал, что за 9 месяцев торговля между Казахстаном и Россией составила 18,4 млрд. долларов, что на 1 млрд. долларов больше, чем за аналогичный период предыдущего года.
«Российская Федерация выступает одним из стратегических торгово-экономических партнеров Казахстана. Экспорт в Россию вырос на 15,1% и составил 5,9 млрд. долларов. Россия продолжает лидировать в импортных поставках в Казахстан с долей 36%», — сказал Жумангарин.
В разрезе регионов наиболее активно торговые отношения с Россией развивают Абайская, Улытауская, Павлодарская и Костанайская области, чей товарооборот достиг 2,7 млрд. долларов. В целом, доля торговли приграничных областей во внешнеторговом обороте Казахстана и России за 6 месяцев составила 37,7% .
По итогам 18форума межрегионального сотрудничества Казахстана и России в Оренбурге были подписаны 7 межрегиональных и 10 коммерческих документов на общую сумму 23,3 млрд. тенге (50 млн. долларов).
Наталья БУТЫРИНА
Источник: casp-geo.ru