Что представляет собой морская инфраструктура Китая
Благодаря своему географическому положению и статусу морской державы КНР играет одну из важнейших ролей на мировом рынке грузоперевозок. Страна владеет большой прибрежной территорией: 3 млн кв. км прибрежного шельфа и 18 тыс. км береговой линии. Это позволило Китаю занять лидирующее место в морских грузоперевозках, большом и малом международном судоходстве.
В Китае насчитывается более 2000 портов, 6,5% из них пригодны для международной торговли. Например, порт Шанхая является первым в мире по объему обработки контейнеров. По информации оператора порта SIPG, в январе 2021 перевалено более 4 млн TEU (от англ. Twenty-foot Equivalent Unit - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств), что превышает показатель января 2020 на 12%. Трафик растет более чем на 10% начиная с октября прошлого года. Несмотря на пандемию и падение оборота в I полугодии, за 2020 Шанхаю удалось на доли процента побить свой рекорд 2019 года. В пятерке мировых лидеров также находятся Шэньчжэнь, Нинбо-Чжоушань, Гуанчжоу. Это ключевые порты для перевалки грузов в TEU из Юго-Восточной Азии (Малайзии, Таиланда, Индии, Кореи, Японии).
КНР активно наращивает свой экономический потенциал. Благодаря развитости морских портов, страна является одним из основных логистических центров мира. Это заметно по итоговым цифрам Национального бюро статистики Китая. Так, грузооборот морских (прибрежных) портов за 2020 возрос на 3,2% до 8,67 млрд т. Совокупный грузооборот морских и речных портов Китая увеличился на 4,3% в сравнении с предшествующим годом до 14,55 млрд. т.
Кроме того, ключевые порты Китая в конце 2020 года продемонстрировали значительное увеличение контейнерооборота. По данным Китайской ассоциации портов и гаваней, рост в портах Шанхай, Нинбо и Шэньчжэнь составил более 10%. Причиной таких высоких показателей стало увеличение экспорта в четвертом квартале 2020, который, по данным Главного таможенного управления Китая, в долларовом выражении в ноябре возрос на 21,1%, показав самый быстрый прирост с февраля 2018.
Кому подходит морская логистика
Китай связан тесными торгово-экономическими отношениями со многими странами мира. В прошлом году страна вышла на первое место среди торговых партнеров ЕС (по данным Евростата). И это не удивительно — 7 из 10 крупнейших контейнерных портов мира находятся именно в Китае.
Морская логистика подходит для разных видов грузов: жидких и газообразных, опасных и насыпных. На борту можно перевозить негабаритные и нестандартные грузы: домашний скот, стекло, рулоны стали. Грузовые морские суда делятся на типы — сухогрузные, рефрижераторные, контейнерные. Грузоподъемность может достигать от 8 тыс. до 20 тыс. т — гораздо больше, чем в автомобильной логистике. Многие компании, занимающиеся морскими грузоперевозками, упрощают таможенное оформление, предлагают страхование грузов и складское хранение.
Несмотря на все плюсы, морская перевозка непрогнозируема и зачастую неоперативна, потому что напрямую зависит от погодных условий. В случаях, когда цена доставки важнее сроков или отправка запланирована заблаговременно, целесообразно использовать морские пути. Контейнерные суда, например, обойдутся дешевле, чем железнодорожные и автомобильные перевозки.
Как сотрудничают Китай и Казахстан в логистике
В отличие от своего партнера и соседа Казахстан не имеет выходов к морю. Тем не менее, товары, следующие по морю в контейнерах, часто пересекают территорию страны транзитом, поскольку Казахстан участвует в маршрутах комбинированных перевозок: море плюс железная дорога, море плюс автомобильный транспорт.
Территория Казахстана имеет значительный транзитный потенциал в рамках развития Нового Шелкового пути. В настоящее время через территорию страны проходят пять основных международных транспортных коридоров, которые позволяют значительно сократить расстояние и сроки доставки грузов на направлении Восток — Запад.
По данным министерства торговли и интеграции Казахстана, за 2020 товарооборот с Китаем вырос на 4% и составил $15,4 млрд, из них $9 млрд — экспорт. Что касается номенклатуры грузов, Казахстан поставляет сырую нефть и нефтепродукты, природный газ, рафинированную медь, ферросплавы, медные руды, продовольствие и т.д. Из Китая чаще всего перевозят ТНП, электронику, оборудование, запчасти, текстильную продукцию, солнечные лампы, световые лампы, химическую продукцию, строительные материалы, полимеры, лакокрасочную продукцию.
Сегодня бизнес Казахстана все чаще обращает внимание на логистические компании, которые предоставляют услугу забора товара от поставщика, пре-керридж. Она представляет собой доставку груза от места получения до погрузки перевозчиком на основное средство транспортировки и входит в состав мультимодальной перевозки. Это особенно важно, когда заказчик не имеет возможность напрямую контролировать все цепи перевозок в другой стране.
Как ставки на рынке морских перевозок влияют на бизнес
Существенное влияние на бизнес Казахстана оказывает рост ставок на рынке морских контейнерных перевозок. Из-за пандемии коронавируса ставки увеличились в два раза, в отдельных случаях — в 10. Некоторые логистические компании прекратили свои поставки. На это наложился дефицит контейнеров, который был обусловлен предновогодним ажиотажем и последствиями пандемии. Из-за неравномерного распределения экспортных и импортных поставок в китайской экономике большинство контейнеров в конце прошлого года остались в США и Европе, что значительно повлияло на мировые грузоперевозки, в том числе с Казахстаном. Дефицит контейнеров и рост ставок неизбежно привел к росту цен на логистику и негативно сказался на среднем бизнесе, для которого ставки стали неподъемными.
В прошлом году цены на грузоперевозки менялись не по привычному сценарию. Ранее они повышались в пик спроса на поставки с августа по сентябрь, после чего снижались. Но в конце 2020 этого не произошло. Увеличение стоимости грузоперевозок из Китая особенно стало заметно в ноябре и в конце декабря. Тарифы выросли в три-четыре раза по сравнению с 2019 годом. Сказался выход из коронавирусной паузы и прогнозировавшийся экспертами отложенный спрос. В настоящее время ставки пока остаются высокими - сегодня цена логистических поставок 40-футового контейнера из Китая в Казахстан вдвое выше, чем год назад.
Взлет цен — следствие дефицита контейнеров, но отчасти он поддерживается искусственно, поскольку морские линии понимают, что груз в любом случае отправят, ведь грузоотправители связаны контрактными обязательствами с получателями, и последние должны получить свой заказ вне зависимости от пандемии или праздников.
Ситуацию с ростом ставок и дефицитом контейнеров усугубило происшествие в Суэцком канале. Судно, севшее на мель, практически на неделю парализовало глобальный морской торговый путь. Масштабы проблемы внушительны для всех, поскольку через Суэцкий канал проходит около 12% всех морских перевозок. В итоге, образовавшаяся «пробка» по принципу домино повлияет на дальнейшую логистику. Так, сбился ритм цепочек поставок – суда, простоявшие там, с опозданием прибудут на место следующей погрузки-выгрузки, а в это время может простаивать условное производство, на которое не доставили компоненты, размещенные на этих судах. Следовательно, отправка товара с этого производства также задержится. Кроме того, там застряли контейнеровозы, поэтому ощутимее стал дефицит контейнеров и, как следствие, стабилизации цен на них ждать пока не приходится.
В целом, оценивая нынешнюю ситуацию на логистическом рынке, можно сказать, что 2020 год «отфильтровал» слабых игроков, у которых нет проверенных поставщиков, долгосрочных выгодных договоренностей, благодаря которым корпоративные клиенты получают услуги вне зависимости от ситуаций на рынке. И тенденция на укрупнение игроков логистического бизнеса продолжится.
Источник: gama.kz