Премьер-Министр РК Алихан Смаилов в ходе расширенного заседания коллегии Министерства индустрии и инфраструктурного развития поручил активизировать создание транспортно-логистического хаба на базе специальной экономической зоны «Морпорт Актау».
Мангистауская область обладает огромным транспортно-логистическим и инфраструктурно-сервисным потенциалом международного значения. Морской порт Актау и паромный комплекс порт Курык включены в сеть международных транспортных коридоров.
Порт в Актау перевозит грузы с востока на запад, с севера на юг и обратно в направлении Ирана, Турции, России и Азербайджана. Это крупнейший на Каспии транспортный узел.
На базе порта планируют построить контейнерный хаб на площади не менее 19 гектаров. Проекту предполагает увеличение мощностей сухогрузных причалов. К нему уже проявляют интерес многие иностранные компании.
В настоящее время через паромный комплекс порта Курык на экспорт отправляются химикаты, металл и металлические изделия и прочие грузы. Импорт составляют продукты питания, промышленное оборудование, стройматериалы и другие грузы. Транзитом через порт проходит различное оборудование, электроника, текстиль, продукция химической отрасли, изделия из металла и прочее.
Для развития портовой инфраструктуры Казахстана в порту Курык планируется строительство морского терминала «Саржа» к 2025 году. Проект предполагает возведение транспортно-логистического центра, терминалов: зернового, наливных и генеральных грузов.
Это позволит увеличить пропускную способность портов Казахстана до 30 млн тонн. Пропускная способность портов Актау и Курык на Каспии сейчас превышает 21 млн тонн грузов в год. Для дальнейшего развития портов запланирована реализация ряда инфраструктурных проектов. В частности, к 2025 году намечено создание контейнерного хаба в порту Актау. Проект включен в нацпроект «Сильные регионы – драйвер развития страны». В целях повышения привлекательности проекта для иностранных инвесторов реализация предполагается в формате СП и на базе СЭЗ «Морпорт Актау».
«Работа по формированию Казахстана в качестве транзитного хаба является приоритетной. В условиях текущей геополитической ситуации это приобретает особую актуальность. Интеграция транспортной системы Казахстана с международными коридорами позволит нам сохранить позиции в регионе как основного транзитного государства», – сказал Алихан Смаилов в ходе расширенного заседания коллегии Министерства индустрии и инфраструктурного развития.
По словам премьер-министра, Транскаспийский международный транспортный маршрут и коридор Север – Юг являются основными маршрутами, позволяющими диверсифицировать транзитные и экспортные возможности.
«Следует ускорить работу по комплексному развитию морских портов Актау и Курык. В том числе активизировать создание транспортно-логистического хаба на базе СЭЗ «Морпорт Актау», – заявил глава правительства.
В прошлом году республиканской бюджетной комиссией одобрено включение Актауского морского торгового порта с грузовым районом «Баутино» и порта Курык в состав территории специальной экономической зоны «Морпорт Актау».
Функционирование портов на территории СЭЗ даст импульс в привлечении передовых логистических компаний мира, а также позволит обеспечить дальнейшее развитие портовой инфраструктуры, расширить спектр и повысить качество портовых услуг, способствовать увеличению контейнерных перевозок и грузооборота, созданию новых рабочих мест.
Как отметил Премьер-Министр, для дальнейшего развития транзитно-транспортного потенциала Казахстана надо качественно провести работу по трансформации компании «Казахстан Темир Жолы» в национальную транспортно-логистическую компанию.
Наталья БУТЫРИНА,
Актау
Источник: casp-geo.ru